«Спартак» (Москва) - основная команда, ветераны, юноши



Спартак Москва - Динамо Киев

Дата проведения:  22.03.1981
Место проведения: Москва, "Олимпийский"
Соревнование: Кубок страны
Стадия: 1/4

Обо всех замечаниях, дополнениях или неточностях, которые могли появиться в наших базах данных (либо из-за опечаток, либо из-за незнания), просим сообщать в комментариях к данной программе.

Общепризнанные официальные программы

Тираж: 5000
Автор(ы): В.Березовский
PDF:
Примечания: Цена 15 коп.
Кем выпущена: юридическое лицо (ФК, РФС, ПФЛ, ФФ, стадион проведения матча/турнира)
Для кого выпущена: для широкого круга (зрители, участники, пресса)
В каком качестве: оригинал
Где выпущена: в населенном пункте проведения матча/турнира
Когда выпущена: до матча (до или во время турнира)
 Назад


«СПАРТАК» - «ДИНАМО» (КИЕВ) - 3:0

«Спартак» (Москва) - «Динамо» (Киев) - 3:0 (3:0).
22.03.81. Москва. Крытый стадион спорткомплекса «Олимпийский». 35000 зрителей.
Судьи: Р. Юшка (Вильнюс), И. Мулелис (Вильнюс), И. Лайно (Таллин).
«Спартак»: Дасаев, Калашников, Мирзоян, Морозов, Романцев, Шавло, Швецов (Родионов, 70), Гесс (Поздняков, 85), Гаврилов, Черенков, Сидоров (Крестененко, 68).
«Динамо»: Роменский, Коньков, Балтача, Баль, Бессонов, Лозинский, Буряк, Хапсалис (Демьяненко, 46), Колотов (Бойко, 60), Евтушенко, Блохин (Юрчишин, 46).
Голы: Черенков (22), Сидоров (28, 36).
Предупреждены Романцев, Бессонов.

...Это был тот редкий случай, когда гости прибыли в город на матч раньше хозяев поля. Завоевав в Симферополе хрустальный мяч «Комсомолки», киевляне уже в пятницу были в столице, провели пять полноценных тренировок на Олимпийском проспекте и, думается, огромный зал изучили не хуже оппонентов, сыгравших здесь же всего один кубковый матч с «Шахтером».
«Спартак» приземлился в Шереметьеве в конце субботнего дня после досадно проигранной встречи в Мадриде и, прямо скажем, физически был не в лучшем состоянии. А вот морально...
И тут я хочу сделать короткое отступление от конкретного репортажа. Думается, что за последние два-три года в высшей лиге проглядываются два направления игры. Одно - рациональное, практическое, где-то даже излишне запрограммированное. Другое - импульсивное, эмоциональное, творческое, в чем-то порой неуправляемое и потому приносящее иногда совершенно неожиданные игровые и турнирные срывы. Своего рода «физики» и «лирики» футбола. К первым, сегодня я бы отнес киевское «Динамо», «Зенит» и ЦСКА. К другим - тбилисское «Динамо», «Спартак», «Арарат»...
Творческое столкновение тренерских идей, воплощенное в матчи, придает нашей внутренней футбольной жизни немало любопытного, поучительного и просто зрелищного интереса.
«Лирики» на сей раз вчистую переиграли «физиков».
Под крышей «Олимпийского» вице-чемпионы примерно с 12—15-й минуты загадали соперникам целую серию игровых кроссвордов. Тем более что «Динамо», будучи, на мой взгляд, сейчас повыносливее, темпа непосильного для только что прилетевшего соперника не предложило.
Конечно, состав чемпиона сейчас не в комплекте, и отсутствие Каплуна, Журавлева, Веремеева чувствовалось больше, нежели отсутствие Самохина на правом фланге обороны «Спартака». Но все равно чемпион имел отличный по именам список. Однако Колотову, этому тонкому и умному мастеру, не удалось добротно сыграть на фланге обороны. Совершенно потерялся Блохин и был вскоре заменен. Менее активно выглядел и Буряк. А Балтача, получив задание стать «тенью» Швецова, не только сам ушел в тень, но в одном из эпизодов пошел за подопечным на фланг, застрял там в момент, когда партнеры делали искусственное положение «вне игры», что позволило «Спартаку» забить второй мяч.
Лишь во втором тайме, когда игра практически была сделана, мы увидели фрагменты игры настоящего киевского «Динамо» - с выходами вперед Конькова, Бессонова, Лозинского, с отлаженными действиями вдоль боковых линий. Но ведь в «Спартаке» есть Дасаев и Мирзоян, да к тому же упрямые и честолюбивые Калашников с Морозовым. Они-то все атаки киевлян и нейтрализовали. А на стратегических просторах поля снова запомнился Гесс - этот самобытный, интересный игрок.
...Очень коротко о голах.
Сначала Романцев, выйдя вперед, долго искал острого продолжения. Нашел. Черенков получил мяч и из трудного положения пробил четко. Затем Сидоров, находясь в окружении остановившихся киевлян, пытавшихся создать положение «вне игры», но забывших о своем оттянутом Балтаче, удвоил счет. И, наконец, он же, сыграв в классическую «стенку» с Гавриловым, хладнокровно провел третий мяч.

Юр. ВАНЬЯТ.

Источник: «Советский спорт»




КУБКОВАЯ СТРАДА

«СПАРТАК» (МОСКВА) - «ДИНАМО» (КИЕВ) - 3:0. Голы: Черенков (22), Сидоров (28, 36).

Дворец «Олимпийский», под крышу которого лишь в конце февраля пришел впервые футбол, стал в марте, в разгар кубковой страды, главной футбольной ареной страны. Помимо того, что в нем проходили встречи московской предварительной группы, завершившиеся матчем с громким названием «Динамо» (М) - ЦСКА, на следующей стадии, в 1/8 финала, здесь состоялся самый интересный матч этого круга - встреча вице-чемпиона страны с обладателем Кубка, а затем в 1/4 сразу два матча, в том числе вообще самый «титулованный» с участием чемпиона и вице-чемпиона страны, и впервые были переполнены трибуны. Так что, согласитесь, «Олимпийский» дебютировал в футболе сразу на высшем уровне (в скобках пожелаем его дирекции проявлять больше заботы о зрителях и журналистах: при наплыве болельщиков кассы - их слишком мало - не справляются; ложа прессы практически не создана).
Среди перечисленных матчей были, повторяю, матчи незаурядные. И, к слову, заметьте, какая сложнейшая мартовская серия выпала на долю «Спартака». 4-го, 12-го, 19-го и 22 марта спартаковцы встречались с соперниками в такой последовательности: «Реал» - в Тбилиси, «Шахтер» - в Москве, «Реал» - в Мадриде, «Динамо» (К) - в Москве. Такая нагрузка, в которой ни с одним соперником, ни на четверть часа игры не получишь передышки, даже в разгар сезона редко выпадает.
Особенно сложная, по привычным представлениям, ситуация возникла для «Спартака» в связи с тем, что из Мадрида команда прилетела лишь к вечеру накануне матча с киевлянами. Я не случайно сделал оговорку «по привычным представлениям». Дело в том, что так называемые привычные представления обычно сводятся к подбору комплекта оправданий, так или иначе объясняющих игровые недостатки. Не буду даже приводить примеры подобных оправданий, наслушались мы их столько, что уж и возражать надоело. Так вот, все эти привычные представления опровергаются чаще всего игрой. Когда команда хорошо подготовлена - не только функционально, а и морально, когда у нее есть устойчивая, содержательная игра, тогда оказывается не страшным и многочасовой перелет, и вынужденно сбитый с ритма тренировочный режим. Вспоминается, как в прошлом году прямиком из Южной Америки после победы над сборной Бразилии многие игроки «Спартака» попали в Тбилиси и без реакклиматизации выступили отлично, хотя и намека не было - по тем же привычным представлениям - на нормальную подготовку, не было и мало-мальски разумного - все по тем же представлениям - интервала между играми.
Таких примеров можно немало припомнить и из практики других команд. Однако я вовсе не хочу быть понятым так, что, мол, продуманная подготовка, нормальный тренировочный режим, необходимые интервалы между играми не нужны. Нет, безусловно. Все это должно лежать в основе четко спланированной работы команд. И дело-то как раз в том, что, когда работа действительно хорошо спланирована, когда тренировки существуют не словно вещь в себе, когда они направлены на достижение игрового постоянства, когда суть их в создании содержательной, умной игры, тогда- то оказываются и не страшными возникающие порой по воле строптивого календаря трудности организационного порядка. Настоящее мастерство, настоящая игра становятся над чрезвычайными обстоятельствами и преодолевают их.
Кубковая мартовская страда перед многими командами ставила сложные задачи, связанные с необходимостью вести нормальную тренировочную работу в ходе соревнования, связанные с неожиданными перелетами, маршруты которых определялись кубковым жребием, связанные с требованием приспосабливаться к различным полям - по качеству, по покрытию, к различным условиям для занятий. Эти задачи вынуждены были решать все, и сегодня мы вправе сказать, что лучше других решили их полуфиналисты.
Разве не заслуживает самых добрых слов харьковский «Металлист»? Вспомним, что харьковчане заняли первое место в группе, где их соперниками были «Арарат» и московское «Торпедо», что в трудном, с равными шансами московском матче против «Локомотива» они проявили хладнокровие и выдержку, когда после дополнительного времени довелось бить пенальти, что, наконец, и во встрече с минским «Динамо» им удалось забить победный гол лишь в дополнительной тридцатиминутке, причем после гола выдержать штурм минской команды.
И ведь, вполне естественно, «Металлист» вел в течение всей кубковой страды подготовку к сезону, ибо даже звания мастеров спорта за выход в полуфинал не снимают с коллектива задачи бороться за выход в высшую лигу.
А разве легко было ростовским армейцам? Их шансы на успех в группе до последнего дня выглядели проблематичными. Молодой старший тренер В. Федотов возглавил команду как раз на старте кубкового турнира, и, значит, контакт между новым тренером и футболистами должен был возникнуть уже во время соревнования.
Не раз и не два проявили свою волевую закалку ростовчане. Я уже сказал, что лишь в последний день они завоевали право на выход в 1/8 финала. Там проигрывали в первом тайме победителю ленинградской зоны - смоленской «Искре» и ценой больших усилий добились перелома во втором тайме. Наконец, с трудом открыв счет на исходе матча с «Араратом», тут же из-за ошибки упустили преимущество. И победы пришлось добиваться в добавочное время.
Добавочное время. Это всегда дополнительный, что ли, экзамен, проверяющий способность игроков проявить сверхусилия. А если такой экзамен выпадает в марте, то он позволяет оценить сделанное в подготовительном периоде, и оценить в полной мере. Причем не только функциональную готовность, но и волевую, и игровую.
Московские динамовцы до четвертьфинала дошли в общем-то спокойно. На удивление легко переиграли ЦСКА, затем, выдержав в первом тайме натиск «Зенита», во втором добились такого игрового преимущества, что были близки к победе с крупным счетом. И вот в четвертьфинале встреча с «Черноморцем», которому недавно на юге динамовцы в товарищеской встрече уступили - 0:2.
Вообще одесситы товарищеские встречи провели впечатляюще, не просто выигрывали, но и много забивали. Несмотря на осечку в кубковой встрече с никопольским «Колосом», «Черноморец» занял в группе первое место, а в 1/8 финала выиграл у ЦСКА.
В матче с московским «Динамо» одесские футболисты играли так, что было совершенно очевидно - их предыдущие удачи не случайны. Тактическая грамотность игроков явно стала выше. Команда выглядит зрелой, знающей, чего хочет и как того добиться.
Ударная атакующая группа в четвертьфинальной встрече состояла из четырех игроков - Шевченко и Шарий на самой передней линии, чуть сзади - Устимчик и Ищак. Хорошее взаимодействие в центральной зоне Головина и Лещука с Чилиби придавало прочность обороне, что облегчало игру менее опытным крайним защитникам Устинову и Буланкину.
Игроки второго, так сказать, атакующего звена и организовали гол в ворота «Динамо». Ищак дал мягкий пас Устимчику по центру, тот технично овладел мячом, проскочил между динамовскими защитниками и точно пробил. Любопытно, что во втором тайме, пытаясь вырвать победу, тренеры «Черноморца» заменили полузащитника Плоскину нападающим Горячевым, привлекшим в прошлом году к себе внимание. Однако сегодня Горячев явно не в форме. Обидно, если не прибавит в мастерстве этот перспективный игрок. И еще одного форварда выпустили во втором тайме одесситы: заменивший Шария Беланов был, в отличие от Горячева, активен и потому заметен.
Если «Черноморец» на протяжении всего матча действовал ровно, как бы без взлетов, но и без падений, то в игре московского «Динамо» игровая активность, позволявшая завладевать инициативой, чередовалась с длительными периодами пассивности. Когда в начале матча комбинационные замыслы Максименкова и Резника поддерживались активностью на флангах Минаева и Молодцова, игра «Динамо» смотрелась и привела к трем острым ситуациям у ворот гостей. Одна комбинация, начатая Минаевым и продолженная пасом пяткой Максименкова на выход Ментюкову, была по-настоящему красивой.
Потом довольно долгая пауза, пожалуй, до второго тайма. После того как Латыш использовал ошибку Головина и, хорошо пройдя от центра к воротам, сравнял счет, вспышки игровой активности «Динамо» стали чаще чередоваться с теми спадами, о коих шла речь. То есть выглядело все так: минут пять динамовцы обостряют игру, создают выгодные ситуации, затем словно такой же продолжительности паузу берут для отдыха. Так было и в дополнительной тридцатиминутке, где ситуаций для взятия ворог хватало и у Латыша, и особенно у Газзаева.
Спартаковцы, с этой точки зрения, действовали иначе. Они не снижали активности и соответственно остроты до тех пор, пока не добились значительного перевеса в счете. Их изобретательная, свежая, умная игра в первом тайме логично принесла три красивых гола. Быстрые пасы по прямой, к воротам словно рассекали на части оборону киевлян. Сначала такой пас дал Романцев Черенкову, который далее сыграл мастерски, словно рукой забросил мяч в дальний угол. Затем Черенков дал точно такой же пас Сидорову, а потом Гаврилов сыграл с Сидоровым в «стенку». Сидоров же оба выхода к воротам реализовал четко.
Во втором тайме спартаковцы позволили себе действовать менее энергично, но все-таки атаковали острее, чем соперники. Оборону москвичей, возглавляемую Мирзояном, гости практически ни разу не поставили в трудное положение, ни одного опасного удара по воротам уверенно игравшего на выходах Дасаева киевляне так и не нанесли.
В чем же все-таки дело? Отчего так не остро впереди и откровенно слабо сзади сыграло киевское «Динамо»? Стороннему наблюдателю трудно ответить безошибочно. Полагаю, разобраться в этом киевлянам необходимо - в интересах их же собственного будущего.
Состав «Динамо» выглядел многообещающе. Активная атакующая пятерка состояла из трех форвардов - Евтушенко, Блохина и Хапсалиса - и двух хавбеков - Буряка и Баля. «Активность» их, однако, тренеры оценили по достоинству, заменив в перерыве Блохина и Хапсалиса. Бессонов, который в первом тайме ничем не помог обороне, был переведен во втором тайме в переднюю группу, где появился также Юрчишин. Но и после этого игра не стала содержательнее. Так и осталось впечатление, что все превосходные киевские мастера играли каждый сам по себе, отчего, между прочим, каждый из них выглядел совсем не в соответствии со своими истинными игровыми возможностями. Как бы там ни было, чемпионам надо сделать выводы, и, возможно, не частного, а общего характера.
Итак, кубковая страда позади. Она стала необычной по высокому эмоциональному настрою прелюдией к чемпионату страны.

Валерий ВИНОКУРОВ.

Источник: «Футбол-Хоккей» № 13 (1087), 29 марта 1981 г.